понедельник, 19 августа 2013 г.

Принципы научного управления

Фредерик Тейлор и Анри Файоль.


В начале XX века, основу Научному управлению (SM - scientific management) положил Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856-1915). Управление производством, опирающееся на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений. Согласно Фредерику Тейлору, любой квалифицированный и неквалифицированный труд мог быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку.

Суть принципа научного управления: упрощение, стандартизация, мониторинг и контроль рабочей деятельности сотрудниковуправление по Теории X в чистом виде.
Любые улучшения производительности за счет времени и движения. Все производственные виды работ разделяются на отдельные этапы работы, которые анализируются по количеству, сложности, производственному циклу и значимости. В результате:
- внешние и ненужные элементы процесса – устраняются;
- элементы процесса выполняемые медленно – ускоряются;
- сложные элементы и сама работа – упрощается.
После чего, проанализированная, просчитанная во времени и упрощенная работа преобразуется в «самый лучший способ» выполнения работы. Все потери времени и движений сводятся к минимуму. 

«Плюсы» Научного управления:
- снижает на первом этапе утомляемость работников;
- устраняет или сокращает время, затрачиваемое на обучение;
- не мешает в дизайне других процессов;
- приводит усилия работников в соответствие с темпом и скоростью оборудования;
- идеальный контроль за выполнением и измерением работы;
- обеспечение максимальной производительности.

Влияние Научного управления на сотрудников и дизайн рабочих систем:
- ограниченное социальное взаимодействие;
- низкие требования к навыкам;
- рабочие стандарты и KPI;
- монотонность рабочей деятельности;
- специализация задач;
- от работников не требуется проявлять инициативу;
- инструменты и методы определены за ранее.

«Минусы» Научного управления:
- у сотрудников возникают глубокие проблемы с адаптацией к работе;
- предприятие становится бюрократическим – зависимость от правил работы, жесткие производственные стандарты, формализованный и медленный процесс принятия решения;
- потери на создание контролирующих структур для обеспечения строгого контроля.

Как бы вам не казалась идеальной система Научного управления (как и мне ранее), на сегодняшний день существует более эффективная система управления.

Фредерик Тейлор и Анри Файоль старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления. Фредерик Тейлор и Анри Файоль исходили из идеи, что следование этим принципам Научного управления, обязательно приведет любую организацию к успеху.
Вклад Анри Файоля в теорию Научного управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация, а также построение структуры организации и управления работниками. 

Анри Файоль (Henri Fayol, 1841-1925) резюмировал 14 принципов менеджмента. Некоторые из принципов существовали ещё до Анри Файоля, другие были обобщены, третьи - сформулированы впервые.

14 принципов менеджмента Анри Файоля (The 14 Management Principles from Henri Fayol):

1.Разделение труда (Division of Work).
Разделение труда распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие. Специализация позволяет человеку накопить опыт и постоянно совершенствовать свои навыки. Тем самым специалист может повысить производительность.
2. Полномочия (Authority).
Полномочие это не только Право отдавать команды и приказы, но и сбалансированные Ответственность и обязанности.
3. Дисциплина (Discipline).
Сотрудники должны подчиняться. Другая сторона медали: сотрудники будут подчиняться приказам, если руководство играют свою роль, обеспечивая качественное руководство и лидерство.
4.Единоначалие (Unity of Command).
Работник должен получать приказы только от одного начальника, без противоречивых команд руководителей по направлениям.
5.Единство направления (Unity of Direction).
Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом. Это необходимо для обеспечения единства и координации на предприятии. Единство команды не может существовать без единства направления, но не обязательно является его следствием.
6.Подчиненность личных интересов общим или «в общих интересах» (Subordination of individual interest).
Менеджмент должен понимать, что цели фирмы всегда первостепенны. Цели отдельного работника, не зависимо от статуса, не должны преобладать над целями всей организации. 
7.Вознаграждение (Remuneration).
Оплата не является самым важным мотиватором. Анри Файоль подчеркивал, что не существует «идеальной системы». Но чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.
8.Централизация или децентрализация (Centralization or Decentralization).
Степень централизации или децентрализации управления зависит от состояния бизнеса, качества и уровня персонала.
9.Скалярная цепь или вертикаль полномочий (Scalar chain or Line of Authority).
Иерархия необходима для единства направления. Но горизонтальная коммуникация также необходима, пока руководство знает, что коммуникация осуществляется. Скалярная цепь относится к числу уровней в иерархии - от высшего уровня власти к самому низкому уровню в организации. Скалярная цепь не должна быть перегруженной и включать слишком много уровней. Сотрудники должны понимать, на каком уровне они находятся.
10.Порядок (Order).
Необходимы порядок материальный и социальный порядок.
Материальный порядок минимизирует время простоя и отходы используемых материалов.
Социальный порядок достигается организационной работы и отбора персонала.
11.Справедливость (Equity).
В управлении бизнесом требуется "сочетание доброты и правосудия». Отношение к сотрудникам важно для формирования справедливости.
12.Стабильность рабочего места персонала (Stability of Tenure of Personnel).
Сотрудники работают лучше, если существует уверенность в завтрашнем дне и просматривается возможность карьерного роста. Закрепленное право «владения» и высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на организацию.
13.Инициатива (Initiative).
Предоставление возможности сотрудникам проявлять инициативу, является одним из источников усиления конкурентоспособности предприятия. Но это требует определенных уступок со стороны менеджмента.
14.Корпоративный дух (Esprit de Corps).
Менеджмент должен способствовать поддержанию морального духа своих сотрудников. "Необходим настоящий талант для координации усилий, поощрять увлеченность, использовать способности каждого сотрудника, и вознаграждать заслуги каждого из них, не вызывая зависть и возможные нарушения гармоничных отношений".

Что такое менеджмент?
5 компонентов менеджмента по Файолу:

1. Прогнозирование и планирование (Prevoyance - Forecast & Plan).
Анализ будущего и постановка целей. Элементы стратегии. Поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.
2. Организация (Organizing).
Дизайн, моделирование и создание структуры, материальной и человеческой, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.
3. Командование (Commanding).
Оперативное руководство и поддержание активности у исполнителей плановых мероприятий.
4. Координация (Coordinating).
Объединение, согласование и упорядочение усилий подразделений и представителей организации, направленные на достижение наибольшей общей эффективности.
5. Контроль (Controlling).
Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил и отданными распоряжениями.

Принципы Анри Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей: Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли, М. Фоллет, Ч. Барнард и др.

В США в близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы организации управления автомобильный король начала XX столетия Генри Форд:
1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.
2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя, и максимально прибыльное.
3. Развитие стандартизации, повышающее качество и позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.
4. Движущийся конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.
5. Постоянное совершенствование управления.

Рекомендую: Эдинбургская бизнес-школа университета Хериот-Ватт - Edinburgh Business School of Heriot-Watt University.

Это все принципы Научного управления.
На сегодняшний день существует более эффективная система управления, о которой мы поговорим в дальнейшем.

Уважаемые дамы и господа!
Приглашаю всех единомышленников к обсуждению и общению!

1 комментарий :

  1. Я настоятельно рекомендую услуги по ссуде мистера Педро любому человеку, нуждающемуся в финансовой помощи, и они будут держать вас в верхней части справочников для любых дальнейших потребностей. Еще раз благодарю вас и ваших сотрудников за безупречный сервис и обслуживание клиентов, поскольку это большой актив для вашей компании и приятный опыт для таких заемщиков, как я. желаю вам всего наилучшего в будущем. mr, pedro - лучший способ получить легкую ссуду, вот их электронная почта .. pedroloanss@gmail.com спасибо за помощь с ссудой еще раз в моем искреннем сердце я навсегда благодарный.

    ОтветитьУдалить