Несколько лет знаком с книгой Картстена Бредемайера "Черная риторика". Понимаю, что её необходимо изучить подробно, но постоянно откладываю "на потом". Вспоминаю только тогда, когда она так необходима. Но дорога ложка к обеду...
Кто не слышал, знакомьтесь: черная риторика и основные приёмы защиты. Это не конспект книги - конспект подготовлю позже.
Риторика (от греч. rhetorike) - наука об
искусстве речи, об ораторском
искусстве, о красноречии. Риторика связана с поэтикой, обобщает опыт мастеров
слова, устанавливает правила речевого
поведения. Черная риторика —
это искусство управления словами и манипулирование всеми риторическими
средствами, а так же методами для того, чтобы ваш оппонент или аудитория пришли
к необходимому для вас выводу. Черная риторика позволяет вам отличить, в каком
контексте и при каких вопросах ваши аргументы ничего не значат или являются
решающими. Черная риторика устраняет
противоречия и даёт «красную нить» разговору. Черная риторика превращает негативное мышление и
поведение вашего собеседника в позитивное и конструктивное. Черная риторика позволяет вам находчиво и элегантно
устранять ловушки, а в горячих спорах не терять головы и вести себя уверенно.
Черная риторика воздействует на правое полушарие
мозга. В сообщениях СМИ или в рекламе создаются прекрасные или ужасные образы,
которые, вызывают «нужные» эмоции, заставляют людей поверить в нужное кому-то,
а затем подводят к определенным действиям.
Доктор Картстен
Бредемайер известный
консультант и автор книг, тренер в области менеджмента и риторики. Картстен
Бредемайер
считается ведущим тренером в области коммуникативной техники для всей
немецкоговорящей Европы.
По мнению Картстена Бредемайера, повседневная жизнь и профессиональная
деятельность, требует добиваться решений изначально для других неприемлемых,
подводить собеседников к принятию цепочек мыслей, аргументов чуждых им или
вызывающих у них недовольство в начале диалога, а в конце становящимися «своими».
Инициатива в разговоре может уплыть из рук, победу в разговоре одерживают
софизмы (т.е. формально кажущиеся правильными, но по существу ложные умозаключения,
основанные на преднамеренно неправильном подборе исходных положении), а цепочки
объективных аргументов запутываются в клубок, размотать который не
представляется возможным. Знакомо?
Важно: все коммуникативные технические приемы, методы и
инструменты сами по себе нейтральны, честными или нечестными они становятся
лишь при использовании, превращаясь в белую или черную риторику. Жизнь состоит
из общения с людьми, и если мы хотим достичь положения в обществе, нам
необходимо знать о черной риторике, особенно о том, как от нее защищаться.
Приемы черной
риторики
В книге Картстена Бредемайера «Черная риторика» выделяются некоторые приемы черной риторики:
- манипуляция
статистикой и цитатами;
- вопросы черной
риторики;
- тонкое
оскорбление.
"Существуют
три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" Марк Твен
Манипуляция
статистикой и цитатами. Во многих СМИ вы увидите неожиданные статистические
факты. Статистику добавляют, когда статья готова, но осталось немного
свободного места. Аналогично применяются и цитирования известных людей. Зачастую
высказывания понимаются превратно. Некоторые цитаты грубо вырваны из контекста,
а от некоторых из них впоследствии отказались сами авторы. Есть такое мнение:
«Если вам нечего сказать, то обойдитесь цитатой, сложившаяся глупость веков
сделает это за вас».
Вопросы черной
риторики.
Правило, которое нужно запомнить: существует множество
глупых вопросов.
«Глупые» вопросы
- ответы на них вы знаете заранее, и такие, которые вы не хотите выслушивать,
но, не можете от них уклониться. Именно из-за глупых вопросов вы начинаете
уступать в споре загоняя себя в тупик.
«Встречные»
вопросы - мешают заявить о собственной позиции и играют на руку оппоненту
именно в тот момент, когда вам это совершенно не нужно. Например, встречные вопросы,
заданные после:
- негативных высказываний о личности;
- негативных высказываний о компании или предприятии;
- негативных высказываний о чьей-либо компетенции.
Пример. "У вашего предприятия плохой имидж" -
"Как вы пришли к такому мнению?"
В каждом случае встречный вопрос провоцирует залп
красноречия, который с высокой долей вероятности выражает истинное мнение
собеседника.
Умные вопросы - это такие вопросы, задавая которые вы с
самого начала знаете, какие прозвучат ответы или какое направление примут
рассуждения собеседника. После таких вопросов разговор пойдет в нужном ключе, и
вы получите желаемую информацию. С помощью умных вопросов вы доминируете в
разговоре, притом в нем обсуждаются те темы, которые вы сами выбрали.
Пример. "Вернемся еще раз к тому моменту, когда вы
говорили, что вас интересовало бы в нашей продукции, а именно краткие сроки ее
изготовления. Скажите, почему?»
Забудьте о том,
что на все вопросы нужно отвечать. Существует множество поверхностных или
несущественных вопросов. Тщательно взвешивайте задаваемые вопросы:
- Не задавайте вопросов, порочащих личное достоинство
собеседника.
- Взвешивайте вопросы, зависящие от контекста.
- Различайте вопросы, помогающие доминировать в
разговоре, и содержательные вопросы.
- Распознавайте вопросы, восполняющие дефицит информации,
и необязательные, избыточные вопросы.
Виды вопросов:
- открытые
- полуоткрытые (позволяющие получить дополнительную
информацию)
- закрытые (вопросы, предполагающие ответы "да"
или "нет").
Позитивное качество открытых вопросов - то, что
собеседнику дается возможность более детально, подробно и основательно на них
ответить, не ограничиваясь ответами "да" или "нет". Открытые
вопросы стимулируют собеседника, его включенность в разговор, делают человека
более красноречивым.
Открытые вопросы, преследующие негативные цели,
направлены на то, чтобы заставить собеседника еще активнее оправдываться,
вызвать усиление противоречий, вынудить его поплатиться за свои слова. Одна из
возможных негативных целей - подтолкнуть человека к тому, чтобы он углубился в
такие области, в которых (как вы уверены) ваш оппонент некомпетентен или
недостаточно компетентен.
Черная риторика
использует потребность объясниться. Блокируйте ненужные оправдания, но не
необходимые объяснения. Не забывайте о цели разговора - не отклонились ли вы от
темы?
Тонкое оскорбление
Зачем оскорбляют оппонента? Когда человек злится, он
глупеет. Раздражённый человек не в состоянии размышлять здраво, может поддаться
примитивному обману, не заметить провокацию и т. д. Для начала человека выводят
из эмоционального равновесия. Человек, находящийся в негативном эмоциональном
состоянии, может сделать ошибку. До примитивных ругательств обычно не
опускаются - это пошло, к тому же могут привлечь к ответственности. Существует
множество обиднейших слов и выражений, формально не выходящих за рамки
приличий. Кроме того, когда оскорблений слишком много, они теряют свою силу.
Оскорбляют «мимоходом», коверкаются имя (отчество,
фамилия), ставят под вопрос умственные
способности оппонента, «как неудачник», по половому признаку, по
профессиональному признаку, по возрастному признаку, по религиозному признаку,
по национальному признаку.
Речевое
противостояние черной риторике
Всегда необходимо иметь холодный рассудок, когда вас
оскорбляют, особенно публично, но при этом нельзя молчать. Если промолчите, или
даже сделаете паузу - это воспримут как согласие с оскорблением. Наиболее
простой метод борьбы против подобного рода выпадов это резкое противоположное
утверждение. После чего вы переводите
разговор в нужное вам русло: "Мне кажется, что вы не сможете сдать
экзамен" - "Вам только кажется, я сдам экзамен на отлично! Скажите
кроме реферата, еще что-нибудь нужно для сдачи экзамена? "
Никогда не
повторяйте упрек, прозвучавший в ваш адрес, потому что повторение
закрепляет сказанное в сознании собеседника. Вместо того, чтобы повторить
упрек, сразу же ответьте на него позитивным для вас утверждением, ни в коем
случае не используйте отрицание с последующим повторением слов упрека ("Я
не виноват, в том что…").
Поставить вербального агрессора на место не так уж
сложно. Для этого нужно действовать быстро, решительно и креативно. Если вы
отреагируете с опозданием, не решите сразу, что ответить, ситуация выйдет из
под вашего контроля. Кроме того, чем дольше продолжается обмен ударами, тем
меньше у вас шансов выйти из спора с триумфом. Поэтому, чем скорее пресечете вербальную провокацию, тем легче вам будет выйти
из ситуации победителем.
Для противостояния черной риторике всегда нужно иметь
холодный рассудок. Нельзя молчать, ни в коем случае. Наиболее простой метод
борьбы против подобного рода оскорблений это резкое противоположное
утверждение.
Комментариев нет :
Отправить комментарий